Жилищно-коммунальные услуги в 2011 году

Размер платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в жилом доме для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в жилом доме, сформированный с учетом всех изменений в федеральном законодательстве, установленный постановлением администрации города от 10.12.2010 № 1941-п, увеличится по г. Назарово в 2011 году для среднестатистической семьи (3 чел.), проживающей в квартире площадью 50 кв.м. не более чем на 180 рублей. В среднем по городу рост стоимости жилищной услуги составил 113 процентов.

Вопрос о методике расчетов тарифов на сбор и вывоз твердых бытовых отходов населения (далее- ТБО), применяемый управляющими компаниями - один из часто поступающих от жителей города.

За вывоз мусора в этом году назаровцы будут платить по-новому: в платежной квитанции не должно быть отдельной строчки «вывоз ТБО». Объясняется это тем, что стоимость работ по сбору и вывозу ТБО входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (ст. 154 ЖК РФ). Стоимость этой услуги рассчитывается согласно пункту 2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц.

Об этом говорится также и в п. 28 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее – Правила), где записано, что собственники помещений несут бремя содержания соразмерно своим долям в праве общей собственности, то есть, простым языком, соразмерно площади своей квартиры. Далее в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 указанных Правил сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества (и следовательно, рассчитываются на 1 кв.м.).

Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются как одна величина (письмо Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 № 6177-АД/14), так как стоимость отдельных работ должна указываться в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества (пункт 2 части 3 статьи 162 Жилищного Кодекса).

Приводить в платежном документе отдельно такие услуги, как вывоз твердых бытовых отходов, обслуживание лифтов и т.д., нецелесообразно, но вместе с тем не запрещено и не является нарушением законодательства.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, при этом текущий ремонт общего имущества проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

В многоквартирных домах, в которых не созданы ТСЖ либо кооператив, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей компании. Для определения цены услуги подсчитываются общие расходы на сбор и вывоз ТБО от многоквартирных домов и делятся на количество метров общей площади многоквартирных домов. В плату должны входить все затраты на организацию сбора, вывоза и размещения ТБО на полигоне. В соответствии с нормами Жилищного кодекса для каждого многоквартирного дома или группы домов может быть установлена индивидуальная ставка платы за данную услугу.

Граждане, проживающие в индивидуальных домах, обязаны заключить договор на сбор и вывоз мусора с организацией, имеющей лицензию. В этом случае гражданин обязан установить на придомовой территории контейнер и обеспечить доступ к нему специализированной техники. Однако у большинства проживающих в индивидуальных домах нет такой возможности, поэтому сбор и вывоз мусора от таких домов осуществляется с с ближайших к ним контейнерных площадок, которых находятся в ведении жилищных организаций. При таком варианте собственник должен заключить договор на услугу по сбору и вывозу ТБО по договорной цене именно с жилищной организацией.

Согласно статьи 7 Федерального закона 237-ФЗ внесены изменения в статью 6 федерального закона 184-ФЗ от 26.12.2005 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», а именно: с 2011 года отменен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещений для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда, ежегодно устанавливаемый Министерством ЖКХ Красноярского края по муниципальным образованиям (собственники жилых помещений сами решали вопрос платы за жилое помещение).

И это правильно. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не должен ограничиваться никакими индексами для нанимателей.

Цены принимаются на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Муниципалитет, являясь собственником муниципальных жилых помещений, равноправно со всеми другими собственниками участвует в принятии решений на общем собрании путем очного или заочного голосования. Следовательно, исполнение принятых на общем собрании собственников помещений решений должно быть обязательным и для нанимателей жилых помещений.

23 сентября 2010 г. постановлением Правительства РФ № 731 утвержден «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Данный документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию управляющими организациями, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

С введением этого пункта для населения открывается доступ к получению исчерпывающей информации по интересующим их вопросам в отношении обслуживания многоквартирного дома, в котором они проживают.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 17.11.2010 № 147-т на 2011 установлены для города Назарово тарифы на холодную воду в размере 20,53 руб./м3 (рост 107,6%) и водоотведение и очистку сточных вод в размере 27,98 руб./ м3 (рост 117,2%) рост средневзвешенного тарифа – 112,5%, при этом решением Назаровского городского Совета депутатов от 16.12.2009 № 33-333 установлена надбавка к тарифу на холодную воду на 2011 год в размере 1,29 руб./м3, таким образом, стоимость 1 м3 холодной воды составит в 2011 году 21,82 руб./м3 и рост средневзвешенного тарифа по водоснабжению и водоотведению составил 115,0 процентов.

Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 03.12.2010 № 179-т на 2011 год по городу Назарово установлен при неизменном наборе и объемах оказываемых услуг максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 113%. После применения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, выполняется расчет льгот и (или) субсидий на оплату за жилищно-коммунальные услуги.

В случае, если рост размера платы за коммунальные услуги собственников жилых домов, собственников жилых помещений многоквартирного дома, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, а также нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, собственники помещений которых осуществляют непосредственное управление такими домами, превышает значение предельных индексов, указанные граждане подают заявление в администрацию города о приведении в соответствие с предельными индексами размера платы за коммунальные услуги с указанием в нем реквизитов расчетного счета, открытого в кредитном учреждении, приложив к нему:

1) копию документа, содержащего сведения о лицах, проживающих в соответствующем жилом помещении – справку о составе семьи (с предъявлением оригинала);

2) копии документов, содержащих сведения о платежах за коммунальные услуги, начисленных за декабрь месяц 2010 года (с предъявлением оригинала);

3) копии документов, содержащих сведения о платежах за коммунальные услуги, начисленных за месяц текущего 2011 года, в котором произошло увеличение размера платы за коммунальные услуги (с предъявлением оригинала);

4) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и (или) пользования заявителем жилым помещением (с предъявлением оригинала);

5) копию сберегательной книжки или договор с банком об открытии расчетного счета (при наличии банковской карты).

В случае положительного решения специалист администрации города в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия решения рассчитает компенсацию части размера платы граждан за коммунальные услуги и перечислит за счет средств, предусмотренных в бюджете на указанные цели, компенсацию части размера платы граждан за коммунальные услуги на расчетный счет заявителя, открытый в кредитном учреждении.

Приказом РЭК от 15.12.2010 № 265-п установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» с ростом 114,6 процентов (826,88 руб./ Гкал без НДС, в 2010 году- 721,66 руб./ Гкал).

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Тепло плюс» на 2011 год остались без изменения (2203,3 руб./ Гкал).

Приказом РЭК от 15.12.2010 № 300-п установлены тарифы на электрическую энергию ОАО «Красноярскэнергосбыт» для населения. Рост тарифа в пределах социальной нормы электропотребления составил 110,4% (1,06 руб./кВт*ч. против 0,96 руб./ кВт*ч в 2009 году в домах со стационарными электроплитами), сверх социальной нормы- 128,4 процентов.

Рост средневзвешенного тарифа на электроэнергию (для расчета выпадающих доходов) составил 118,8%, таким образом, рост стоимости коммунальных услуг по городу – 115,0 процентов.

Обращаю внимание граждан на то, что энергоснабжение мест общего пользования- это коммунальная услуга. Данный вывод следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правил предоставления коммунальных услуг) и подтверждается Письмом Министерства регионального развития России (далее - Минрегион) от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07. Минрегион разделяет такие понятия, как "освещение помещений общего пользования" и "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".

При этом под освещением понимается оказание жилищной услуги, а именно:

а) содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования (пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08. 2006 № 491);

б) обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).

Потребление электроэнергии на освещение Минрегион связывает с предоставлением коммунальной услуги. Позиция Минрегиона в свое время была подтверждена Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2008 N ГКПИ08-665.

Итак, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенное у ресурсоснабжающей организации количество электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, то есть с учетом расходов электроэнергии на энергоснабжение мест общего пользования (освещение мест общего пользования), потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Внутридомовая система электроснабжения состоит из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, пассажирских лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета:

1) если на вводе в дом установлен коллективный счетчик, а приборы индивидуального учета есть лишь в части помещений, то в соответствии с пп. 1 п. 3 Приложения 2 , алгоритм расчета следующий: собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления, а обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так:

Объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика

-----------------------------------------------------------------------

Суммарный объем электроэнергии, Суммарный объем

измеренной индивидуальными + электроэнергии, рассчитанный

приборами учета по нормативам потребления,

то есть объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика деленный на суммарный объем электроэнергии, измеренной индивидуальными приборами учета, плюс суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления.

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (п. п. 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку "освещение мест общего пользования" незаконно). И напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на освещение мест общего пользования.

2) если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю. Другими словами, расходы на «общедомовую» электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Можно долго обсуждать справедливость выбранных законодателем методов распределения платы за "общедомовую" электроэнергию, и всегда найдутся недовольные. Например, кому-то покажется нелогичным, что чем больше электроэнергии потребляется в жилом помещении, тем больше собственник данного помещения вынужден платить за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования. Принимать в качестве базы для распределения расходов количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, также не всегда корректно, так как количество фактически проживающих и количество зарегистрированных в жилом помещении граждан могут не совпадать. В целом вызывает недоверие подход, согласно которому обладатели счетчиков обязаны платить за потребление электроэнергии сверх их показаний, ведь тогда они должны оплачивать и сверхнормативный расход коммунального ресурса потребителями, не имеющими приборов учета, а также потери в неисправных сетях. Кстати, такими доводами мотивировал свои требования признать недействующим п. 3 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданин, обратившийся в Верховный Суд. Однако заявитель не нашел поддержки (см. Определение ВС РФ от 26.04.2007 N КАС07-128).

Об установлении тарифов на горячую воду

Согласно ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" тепловая энергия - это товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления). Традиционно тепловая энергия, поставляемая по договору теплоснабжения, измеряется в Гкал (если установлен тариф лишь на тепловую энергию, а на горячее водоснабжение нет) тогда как норматив горячего водоснабжения - в куб. м. (в г. Назарово- 110л в сутки или 3,346 куб.м. в месяц на человека в домах с полной степенью благоустройства).

Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования).

Согласно пункту 48 Основ ценообразования тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

При этом обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

С другой стороны, для энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку тепловой энергии в горячей воде (ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» филиал Назаровская ГРЭС), тариф на горячую воду не устанавливается, а рассчитывается для населения управляющими компаниями в соответствии с п. 48 Основ ценообразования.

Поставка предприятиями тепловой энергии осуществляется по двум видам систем теплоснабжения: закрытой и открытой.

Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N ВК-4936, открытая система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода частично или полностью отбирается из системы потребителями теплоты.

На основании пункта 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.

При этом Методическими указаниями не предусмотрен отдельный порядок расчета тарифов на тепловую энергию в зависимости от системы теплоснабжения.

В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 31.08.2007 N СН-5083/12 также дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.

В соответствии с вышеназванным пунктом Методических указаний стоимость химически очищенной воды определяется в соответствии с договорными ценами и не регулируется органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Если стороны не согласны на договорные цены, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов может выступить в качестве эксперта в определении цены, но не может ее устанавливать своим решением.

При расчете стоимости горячей воды в 2011 году применяются следующие показатели:

- тариф на химически очищенную воду, отпускаемую ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» филиалом «Назаровская ГРЭС» в размере 16,05 руб./м3 с НДС;

- тариф на холодную воду в размере 20,53 руб./м3 с НДС , утвержденный приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 17 ноября 2010 г. N 147-т;

- надбавка к тарифу на холодную воду для потребителей в размере 1,29 руб./ м3 с НДС, утвержденная решением Назаровского Совета депутатов от 16.12.2009 № 33-333;

- тариф на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)» в размере 975,72 руб./ Гкал с НДС, утвержденный приказом РЭК от 15.12.2010 № 265-п;

- норматив (количество) тепловой энергии для нагрева 3,346 куб.м. холодной воды на человека в месяц до необходимой температуры в размере 0,2061 Гкал при открытой схеме водозабора и 0,1701 Гкал – при закрытой схеме водозабора, утвержденные постановлением Совета администрации города от 26.12.2005 № 1745-п, подтвержденные экспертизой нормативов теплопотребления, проведенной ООО Аудиторско-правовой центр «СибАудит-Консалтинг» от 11.11.2005 № 65/05-т

Таким образом, плата за горячее водоснабжение на 1 человека в месяц при открытой схеме водозабора и отсутствии индивидуального прибора учета горячей воды составит 254,80 руб., стоимость 1 м3 горячей воды- 76,15 руб. с НДС.

При закрытой схеме водозабора плата за горячее водоснабжение на 1 человека в месяц и отсутствии индивидуального прибора составляет 238,99 руб. с НДС, стоимость 1 м3 горячей воды- 71,42 руб. с НДС, но учитывая, что ООО «Водоканал» предъявляет части населения города счета-квитанции на весь объем потребления воды (9,733 куб. м.) не подразделяя на холодную и горячую воду, в платежках у таких граждан стоимость «горячей воды» фактически равна только стоимости ее нагрева (49,60 руб. /м3).