Энергоснабжение мест общего пользования в 2011 году

На телефон «горячей линии» поступило очень много вопросов от жителей многоквартирных домов о методике расчетов за потребленную электроэнергию в связи с установкой общедомового прибора учета электроэнергии.

Прежде всего напоминаем, что энергоснабжение мест общего пользования - это коммунальная услуга. Данный вывод следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - Правил предоставления коммунальных услуг) и подтверждается Письмом Министерства регионального развития России (далее - Минрегион) от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07. Минрегион разделяет такие понятия, как "освещение помещений общего пользования" и "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования".

При этом под освещением понимается оказание жилищной услуги, а именно:

а) содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования (пп. "з" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08. 2006 № 491);

б) обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг).

Потребление электроэнергии на освещение Минрегион связывает с предоставлением коммунальной услуги. Позиция Минрегиона в свое время была подтверждена Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2008 N ГКПИ08-665.

Итак, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенное у ресурсоснабжающей организации количество электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, то есть с учетом расходов электроэнергии на энергоснабжение мест общего пользования (освещение мест общего пользования), потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Внутридомовая система электроснабжения состоит из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, пассажирских лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, как распределяются расходы по оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, между собственниками. Приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг определяет порядок расчета платы за электроснабжение в зависимости от наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета:

1) если на вводе в дом установлен коллективный счетчик, а приборы индивидуального учета есть лишь в части помещений, то в соответствии с пп. 1 п. 3 Приложения 2 , алгоритм расчета следующий: собственники жилых помещений, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативам потребления, а обладатели счетчиков должны оплатить объем электроэнергии, отличающийся от зафиксированного индивидуальными счетчиками. Показания их счетчиков должны быть скорректированы на коэффициент, определяемый так:

Объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика

-----------------------------------------------------------------------

Суммарный объем электроэнергии, Суммарный объем

измеренной индивидуальными + электроэнергии, рассчитанный

приборами учета по нормативам потребления,

то есть объем электроэнергии по показаниям общедомового счетчика деленный на суммарный объем электроэнергии, измеренной индивидуальными приборами учета, плюс суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления.

Суть такого подхода заключается в том, что нормативы потребления учитывают и технологические потери во внутридомовых сетях, и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (п. п. 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306). То есть собственники, для которых плата рассчитывается исходя из норматива потребления, уже оплачивают частичку электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (вводить им отдельную строку "электроснабжение мест общего пользования" незаконно). И напротив, показания индивидуальных счетчиков отражают лишь потребление электроэнергии внутри квартиры. Поэтому упомянутый коэффициент и сформирует для таких жильцов плату за электроэнергию с учетом расходов на энергоснабжение мест общего пользования.

2) если во всех помещениях дома, оборудованного коллективным счетчиком, установлены свои приборы учета, то используется аналогичная формула, в которой показатель «суммарный объем электроэнергии, рассчитанный по нормативам потребления» будет равен нулю. Другими словами, расходы на «общедомовую» электроэнергию будут распределены пропорционально показаниям индивидуальных счетчиков.

Можно долго обсуждать справедливость выбранных законодателем методов распределения платы за "общедомовую" электроэнергию, и всегда найдутся недовольные. Например, кому-то покажется нелогичным, что чем больше электроэнергии потребляется в жилом помещении, тем больше собственник данного помещения вынужден платить за электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования. Принимать в качестве базы для распределения расходов количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, также не всегда корректно, так как количество фактически проживающих и количество зарегистрированных в жилом помещении граждан могут не совпадать. В целом вызывает недоверие подход, согласно которому обладатели счетчиков обязаны платить за потребление электроэнергии сверх их показаний, ведь тогда они должны оплачивать и сверхнормативный расход коммунального ресурса потребителями, не имеющими приборов учета, а также потери в неисправных сетях. Кстати, такими доводами мотивировал свои требования признать недействующим п. 3 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданин, обратившийся в Верховный Суд. Однако заявитель не нашел поддержки (см. Определение ВС РФ от 26.04.2007 N КАС07-128).

Размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что определено п.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Приказом РЭК от 15.12.2010 № 300-п установлены тарифы на электрическую энергию ОАО «Красноярскэнергосбыт» для населения. Рост тарифа в пределах социальной нормы электропотребления составил 110,4% (1,06 руб./кВт*ч. против 0,96 руб./ кВт*ч в 2009 году в домах со стационарными электроплитами), сверх социальной нормы- 128,4 процентов.

Резюмируем вышесказанное.

1. Энергоснабжение мест общего пользования есть не что иное, как коммунальная услуга.

2. Указанная услуга оказывается собственникам помещений в многоквартирных домах, следовательно, именно они должны оплачивать ее на основании показаний коллективного прибора учета электроэнергии, установленного на вводе в дом.

3. Учитывая, что услуга энергоснабжения мест общего пользования оказывается энергоснабжающими организациями на основании договоров с исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ или управляющие организации), последние несут обязанность по оплате этих услуг.

4. Платежеспособность исполнителей коммунальных услуг напрямую зависит от платежеспособности собственников. Взыскание с товарищества собственников жилья или управляющей организации задолженности по оплате электроэнергии влечет взыскание указанной задолженности с собственников в регрессном порядке по искам ТСЖ (управляющей организации).