МЕРОПРИЯТИЯ
ПО
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
И
ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
КАПИТАЛЬНОГО
РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ:
КАК
СНИЗИТЬ
РАСХОДЫ НА КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Продолжаем публикацию методического пособия заместителя исполнительного директора некоммерческого партнерства "Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ Контроль", эксперта по энергоэффективному капитальному ремонту государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Кривошеева Артема Валерьевича.
Раздел V. РЕМОНТ ИЛИ
ЗАМЕНА ЛИФТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
По области применения лифты делятся на пассажирские, грузовые и специальные, по типу привода - на электрические и гидравлические.
Упрощенно пассажирский лифт с электроприводом представляет собой кабину, подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте.
Установленная в машинном помещении лебедка наматывает канаты на барабан, и кабина движется по направляющим, укрепленным на стенах шахты (угол наклона к вертикали при этом составляет не более 15 градусов). Конечно, современные лифты шагнули далеко вперед по сравнению с этой классической моделью: у электрических лифтов нового поколения машинное отделение, в котором находится главный силовой механизм, может размещаться над, под, сбоку или сзади шахты на любой остановке.
Есть сегодня и электрические лифты без машинного помещения: в этом случае имеющий форму диска приводной двигатель либо крепится прямо к направляющим, либо встраивается в дверную раму на верхнем этаже.
Кроме этого, в настоящее время активно внедряется система Twin, позволяющая двум независимым кабинам перемещаться в одной шахте. Они расположены одна над другой и используют одни рельсы и двери. Каждый лифт имеет собственный привод с ведущим шкивом и собственный противовес, и кабины могут независимо друг от друга подъезжать к этажам, находящимся друг над другом. Такая система обеспечивает высокую пропускную способность при наличии в здании двух и более основных посадочных этажей (например, фойе, приемные, подземные парковки).
Движение гидравлических лифтов осуществляется в результате поступательного движения штока.
Гидравлика требует машинного отделения, потребляет довольно большое количество масла и имеет ограничение по высоте подъема - не более 20 м. Плюсы такого типа привода - экономия электроэнергии (она тратится только на подъем кабины, спуск же происходит без ее потребления) и низкая статическая и динамическая нагрузка на здание.
Кроме этого, именно лифты с гидравлическим приводом позволяют реализовать сложные архитектурные и технологические решения (например, когда требуется установить полностью круглую (в горизонтальном сечении) кабину, выполнить выходы на смежных стенах кабины или сделать лифт без шахты). Гидравлические лифты также пользуются спросом у владельцев трех-, четырехэтажных особняков, двухуровневых квартир, подземных и наземных гаражных хозяйств. В последнем случае гидравлический привод используется для перемещения по вертикали не только людей, но и машин, позволяя создавать полностью автоматизированные паркинги.
Основными характеристиками лифтов являются скорость движения, грузоподъемность, максимальная высота подъема кабины и количество остановок. Все эти показатели регламентируются ГОСТами России и национальными стандартами зарубежных стран на конкретный тип оборудования. Что касается скорости движения лифта, то специалисты различают номинальную, рабочую, предельную, ревизионную и остановочную скорости.
Номинальная скорость - это скорость, на которую рассчитан лифт.
Диапазон номинальных скоростей современных лифтов массового применения - от 0,18 до 4 м/с. Но в небоскребах применяются и гораздо более быстрые подъемники, способные разгоняться до 9,5 и даже 17 м/с. При этом для более эффективного использования этих лифтов они не обслуживают нижние этажи - эта экспрессная, т.е. безостановочная, зона обслуживается более простыми и медленными моделями.
Рабочей скоростью называют фактическую скорость лифта в эксплуатационных условиях.
В соответствии с положениями ГОСТа 26334-84 (СТ СЭВ 4324-83) "Лифты электрические. Ряды грузоподъемности и скорости", введенного Постановлением Госстроя СССР от 05.11.1984 N 185, допускается отклонение рабочей скорости от номинальной не более чем на 15%. Она изменяется в зависимости от напряжения в электросети, массы полезной нагрузки, сопротивления подвижных частей лифта.
Предельная скорость лифта, как и следует из названия, - это наибольшая скорость, при которой обязательно должны срабатывать устройства безопасности (ловители).
При этом в отличие от большинства отечественных лифтов, которые обладают только двумя скоростями (при движении и при торможении перед остановкой), импортные оснащены так называемым частотным регулятором, который по мере необходимости увеличивает или уменьшает мощность двигателя для повышения комфортности движения.
Грузоподъемность - это наибольшая масса расчетного груза, для транспортировки которой предназначен лифт, без учета массы кабины и постоянно расположенных в ней устройств.
Современные лифты способны единовременно поднять от 50 кг (лифты для ресторанов, библиотек, коттеджей и т.д.) до 5 000 кг (грузовые лифты). Стандартная грузоподъемность пассажирских лифтов - 400 кг. Впрочем, в современных жилых комплексах повышенной комфортности все чаще используются лифты с большей грузоподъемностью - до 630 или даже 1 000 кг.
Многие годы безденежья в жилищно-коммунальной сфере существенно повлияли на состояние лифтов: на данный момент износ лифтового парка превышает 60% от общего числа всех пассажирских лифтов, так что установка новых моделей - одна из самых актуальных задач для производителей лифтов.
Новые современные лифты относятся к высокому классу энергоэффективности, являются надежными и безопасными, обычно оборудуются:
- лебедками, оснащенными частотными преобразователями (регулируемый привод);
- частотными преобразователями на дверях кабин;
- микропроцессорной системой управления;
- светодиодным освещением кабин;
- аварийным светодиодным освещением;
- инфракрасной системой контроля дверного проема;
- грузовзвешивающей системой (контроль загруженности кабины лифта).
На сегодня требования к пассажирским лифтам-подъемникам расширяются. Они включают в себя дополнительные пункты обеспечения экономичности системы. На передний план выступает проблема уменьшения затрат на модернизацию, самоокупаемости приобретенного оборудования за короткое время за счет использования технологий энергосбережения.
В состав мероприятий по повышению энергоэффективности лифтового оборудования входят:
1) ремонт лифтового оборудования с установкой частотно-регулируемого привода и эффективной программы управления;
2) замена существующего лифтового оборудования на новое со встроенным частотно-регулируемым приводом и эффективной программой управления;
3) установка устройств для компенсации реактивной мощности лифтового оборудования.
Судя по годовому потреблению энергии, лифтовой механизм потребляет 1 - 7% от общей энергетической нагрузки в здании. Уточненные измерения и результаты использования различных систем сравниваются.
По данным исследователей, в течение обычного рабочего дня система с частотно-регулируемым приводом экономит электроэнергию на 30 - 40% по сравнению с использованием устаревшей техники.
Без частотного преобразователя, электронного устройства для изменения частоты тока уже не обходится практически ни один современный лифт.
Благодаря применению частотно-регулируемого привода стало возможным плавно регулировать:
- старт, начало движения, ускорение;
- снижение скорости и замедление;
- точность остановки.
Контроль скорости вращения позволяет успешно справиться с задачей повышения КПД, обеспечивает экономию электроэнергии, а также повышение надежности работы лифтового оборудования.
Нагрузка в сетях лифтового оборудования обычно имеет индуктивный характер, что вызывает потребление, помимо активной мощности, существенной доли реактивной мощности. Увеличенная в связи с этим потребляемая полная мощность приводит, в свою очередь, к:
- увеличению платы за электроэнергию;
- дополнительным потерям в проводниках вследствие увеличения тока;
- завышению мощности трансформаторов и сечению кабелей, отклонению напряжения сети от номинала;
- снижению качества электроэнергии.
Одним из простых и дешевых способов устранения всех этих недостатков сетей является компенсация реактивной мощности путем подключения конденсаторов. Наиболее эффективными устройствами компенсации являются автоматические установки компенсации реактивной мощности, которые позволяют автоматически максимально уравнивать потребляемую и вырабатываемую реактивную мощность.
Установка устройств для компенсации реактивной мощности лифтового оборудования существенно уменьшает потребление электроэнергии.
На сегодняшний день модернизация лифта - это оптимальное, а главное - экономически выгодное решение.
Выполнение модернизации по сравнению с заменой лифта позволит сэкономить до 50% бюджета от покупки нового лифтового оборудования.
Для проведения модернизации не потребуется существенная переделка всей лифтовой инфраструктуры, что значительно уменьшает сроки проведения работ.
Допускается поэтапная замена компонентов, узлов и агрегатов, что опять же уменьшает время простоя лифта.
Повышается надежность и долговечность в эксплуатации.
Кроме этого, новые лифтовые кабины представляют собой современные дизайнерские решения.
После модернизации срок эксплуатации лифта продлевается в среднем на 15 - 20 лет.
Модернизация или замена лифтового оборудования позволяет сократить расход электроэнергии на общедомовые нужды примерно до 10%.