МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ: КАК СНИЗИТЬ РАСХОДЫ НА КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ:

КАК СНИЗИТЬ РАСХОДЫ НА КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Продолжаем публикацию методического пособия заместителя исполнительного директора некоммерческого партнерства "Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ Контроль", эксперта по энергоэффективному капитальному ремонту государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Кривошеева Артема Валерьевича.

 

 

Раздел V. РЕМОНТ ИЛИ ЗАМЕНА ЛИФТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

 

По области применения лифты делятся на пассажирские, грузовые и специальные, по типу привода - на электрические и гидравлические.

 

Упрощенно пассажирский лифт с электроприводом представляет собой кабину, подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте.

 

Установленная в машинном помещении лебедка наматывает канаты на барабан, и кабина движется по направляющим, укрепленным на стенах шахты (угол наклона к вертикали при этом составляет не более 15 градусов). Конечно, современные лифты шагнули далеко вперед по сравнению с этой классической моделью: у электрических лифтов нового поколения машинное отделение, в котором находится главный силовой механизм, может размещаться над, под, сбоку или сзади шахты на любой остановке.

Есть сегодня и электрические лифты без машинного помещения: в этом случае имеющий форму диска приводной двигатель либо крепится прямо к направляющим, либо встраивается в дверную раму на верхнем этаже.

Кроме этого, в настоящее время активно внедряется система Twin, позволяющая двум независимым кабинам перемещаться в одной шахте. Они расположены одна над другой и используют одни рельсы и двери. Каждый лифт имеет собственный привод с ведущим шкивом и собственный противовес, и кабины могут независимо друг от друга подъезжать к этажам, находящимся друг над другом. Такая система обеспечивает высокую пропускную способность при наличии в здании двух и более основных посадочных этажей (например, фойе, приемные, подземные парковки).

Движение гидравлических лифтов осуществляется в результате поступательного движения штока.

Гидравлика требует машинного отделения, потребляет довольно большое количество масла и имеет ограничение по высоте подъема - не более 20 м. Плюсы такого типа привода - экономия электроэнергии (она тратится только на подъем кабины, спуск же происходит без ее потребления) и низкая статическая и динамическая нагрузка на здание.

Кроме этого, именно лифты с гидравлическим приводом позволяют реализовать сложные архитектурные и технологические решения (например, когда требуется установить полностью круглую (в горизонтальном сечении) кабину, выполнить выходы на смежных стенах кабины или сделать лифт без шахты). Гидравлические лифты также пользуются спросом у владельцев трех-, четырехэтажных особняков, двухуровневых квартир, подземных и наземных гаражных хозяйств. В последнем случае гидравлический привод используется для перемещения по вертикали не только людей, но и машин, позволяя создавать полностью автоматизированные паркинги.

Основными характеристиками лифтов являются скорость движения, грузоподъемность, максимальная высота подъема кабины и количество остановок. Все эти показатели регламентируются ГОСТами России и национальными стандартами зарубежных стран на конкретный тип оборудования. Что касается скорости движения лифта, то специалисты различают номинальную, рабочую, предельную, ревизионную и остановочную скорости.

 

Номинальная скорость - это скорость, на которую рассчитан лифт.

 

Диапазон номинальных скоростей современных лифтов массового применения - от 0,18 до 4 м/с. Но в небоскребах применяются и гораздо более быстрые подъемники, способные разгоняться до 9,5 и даже 17 м/с. При этом для более эффективного использования этих лифтов они не обслуживают нижние этажи - эта экспрессная, т.е. безостановочная, зона обслуживается более простыми и медленными моделями.

 

Рабочей скоростью называют фактическую скорость лифта в эксплуатационных условиях.

 

В соответствии с положениями ГОСТа 26334-84 (СТ СЭВ 4324-83) "Лифты электрические. Ряды грузоподъемности и скорости", введенного Постановлением Госстроя СССР от 05.11.1984 N 185, допускается отклонение рабочей скорости от номинальной не более чем на 15%. Она изменяется в зависимости от напряжения в электросети, массы полезной нагрузки, сопротивления подвижных частей лифта.

 

Предельная скорость лифта, как и следует из названия, - это наибольшая скорость, при которой обязательно должны срабатывать устройства безопасности (ловители).

 

При этом в отличие от большинства отечественных лифтов, которые обладают только двумя скоростями (при движении и при торможении перед остановкой), импортные оснащены так называемым частотным регулятором, который по мере необходимости увеличивает или уменьшает мощность двигателя для повышения комфортности движения.

 

Грузоподъемность - это наибольшая масса расчетного груза, для транспортировки которой предназначен лифт, без учета массы кабины и постоянно расположенных в ней устройств.

 

Современные лифты способны единовременно поднять от 50 кг (лифты для ресторанов, библиотек, коттеджей и т.д.) до 5 000 кг (грузовые лифты). Стандартная грузоподъемность пассажирских лифтов - 400 кг. Впрочем, в современных жилых комплексах повышенной комфортности все чаще используются лифты с большей грузоподъемностью - до 630 или даже 1 000 кг.

Многие годы безденежья в жилищно-коммунальной сфере существенно повлияли на состояние лифтов: на данный момент износ лифтового парка превышает 60% от общего числа всех пассажирских лифтов, так что установка новых моделей - одна из самых актуальных задач для производителей лифтов.

Новые современные лифты относятся к высокому классу энергоэффективности, являются надежными и безопасными, обычно оборудуются:

- лебедками, оснащенными частотными преобразователями (регулируемый привод);

- частотными преобразователями на дверях кабин;

- микропроцессорной системой управления;

- светодиодным освещением кабин;

- аварийным светодиодным освещением;

- инфракрасной системой контроля дверного проема;

- грузовзвешивающей системой (контроль загруженности кабины лифта).

На сегодня требования к пассажирским лифтам-подъемникам расширяются. Они включают в себя дополнительные пункты обеспечения экономичности системы. На передний план выступает проблема уменьшения затрат на модернизацию, самоокупаемости приобретенного оборудования за короткое время за счет использования технологий энергосбережения.

В состав мероприятий по повышению энергоэффективности лифтового оборудования входят:

1) ремонт лифтового оборудования с установкой частотно-регулируемого привода и эффективной программы управления;

2) замена существующего лифтового оборудования на новое со встроенным частотно-регулируемым приводом и эффективной программой управления;

3) установка устройств для компенсации реактивной мощности лифтового оборудования.

Судя по годовому потреблению энергии, лифтовой механизм потребляет 1 - 7% от общей энергетической нагрузки в здании. Уточненные измерения и результаты использования различных систем сравниваются.

 

По данным исследователей, в течение обычного рабочего дня система с частотно-регулируемым приводом экономит электроэнергию на 30 - 40% по сравнению с использованием устаревшей техники.

 

Без частотного преобразователя, электронного устройства для изменения частоты тока уже не обходится практически ни один современный лифт.

Благодаря применению частотно-регулируемого привода стало возможным плавно регулировать:

- старт, начало движения, ускорение;

- снижение скорости и замедление;

- точность остановки.

Контроль скорости вращения позволяет успешно справиться с задачей повышения КПД, обеспечивает экономию электроэнергии, а также повышение надежности работы лифтового оборудования.

Нагрузка в сетях лифтового оборудования обычно имеет индуктивный характер, что вызывает потребление, помимо активной мощности, существенной доли реактивной мощности. Увеличенная в связи с этим потребляемая полная мощность приводит, в свою очередь, к:

- увеличению платы за электроэнергию;

- дополнительным потерям в проводниках вследствие увеличения тока;

- завышению мощности трансформаторов и сечению кабелей, отклонению напряжения сети от номинала;

- снижению качества электроэнергии.

Одним из простых и дешевых способов устранения всех этих недостатков сетей является компенсация реактивной мощности путем подключения конденсаторов. Наиболее эффективными устройствами компенсации являются автоматические установки компенсации реактивной мощности, которые позволяют автоматически максимально уравнивать потребляемую и вырабатываемую реактивную мощность.

Установка устройств для компенсации реактивной мощности лифтового оборудования существенно уменьшает потребление электроэнергии.

 

На сегодняшний день модернизация лифта - это оптимальное, а главное - экономически выгодное решение.

 

Выполнение модернизации по сравнению с заменой лифта позволит сэкономить до 50% бюджета от покупки нового лифтового оборудования.

Для проведения модернизации не потребуется существенная переделка всей лифтовой инфраструктуры, что значительно уменьшает сроки проведения работ.

Допускается поэтапная замена компонентов, узлов и агрегатов, что опять же уменьшает время простоя лифта.

Повышается надежность и долговечность в эксплуатации.

Кроме этого, новые лифтовые кабины представляют собой современные дизайнерские решения.

После модернизации срок эксплуатации лифта продлевается в среднем на 15 - 20 лет.

Модернизация или замена лифтового оборудования позволяет сократить расход электроэнергии на общедомовые нужды примерно до 10%.

 Скачать документ